Совсем недавно мы на «ПростоМАКе» провели конкурс с розыгрышем призов от компании Paragon Software Group. и те из вас, кто хотя бы краем уха слышал, в частности, о продуктах NTFS for Mac и Camptune, знает эту компанию, что называется, не на словах, а на деле. и вот, по ходу дела, мы решили и взяли интервью у разработчиков этих чудо-программ. Какие были заданы вопросы и что содержалось в ответах, смотрите под кат.
На вопросы «ПростоМАКа» отвечал Андрей Шилкин, директор по маркетингу и продажам (Россия и СНГ) Paragon Software Group (System Utilities Division).
Какова сейчас в ваших продажах доля продуктов для Mac OS, и как она изменилась за последнее время?
Мы уже 15 лет занимаемся разработкой различного ПО. Однако, практически все это время наши решения были ограничены обычным PC — сначала под управлением DOS, затем под управлением Windows. Де-факто, она была самой распространенной платформой для «десктопов» на протяжении многих лет. Наверное, ориентироваться на самого массового потребителя – несколько банально, но это практичный способ заработать деньги.
Со временем мы нарастили достаточно «мускулов», разработали множество собственных технологий, усовершенствовали качество наших продуктов — все это сделало наше положение более стабильным и устойчивым. Самое главное, у нас появилась возможность заглянуть в другие области — на другие ОС.
Естественно, что пройти стороной Apple и Mac OS мы не могли. Тем более это совпало с «перезапуском» самой Apple. Уже тогда было понятно (прежде всего, благодаря агрессивному маркетингу Стива Джобса), что свой кусок пирога они точно откусят. Прогнозы оправдались 🙂 — достаточно взглянуть на темпы роста популярности Маков в мире.
Сегодня доходы Paragon Sofware от продажи системных утилит под платформу Mac OS не слишком велики в общих поступлениях. Особенно в России. Но надо понимать, что на PC история наших продуктов — более 15 лет. C Маками ситуация иная.
Если же сравнивать продукты одной «весовой категории», то, например, продажи NTFS for Mac OS X по копиям сопоставимы с продажами одного из наших бестселлеров в сегменте для домашних пользователей — «Домашним Экспертом». И, на мой взгляд, это очень неплохой результат для нашего первого продукта, представленного поклонникам Маков.
Сейчас мы точно понимаем, что разработка приложений под Mac OS X — то, что способно принести прибыль. Однако, вглядываясь в будущее, мы видим еще более приятные перспективы. Так что мы продолжаем работать с завидным упорством. Совсем недавно выпустили в России замечательную утилиту CampTune (на Западе она вышла чуть раньше). в ближайшее время планируем выпустить HFS+ for Windows и ExtFS for Mac. Пока только в англоязычных версиях, но уже доступны SnapShot for Mac, Drive Copy for Mac, Go Virtual for Mac, Rescue Kit for Mac (который, кстати, бесплатный — можете попробовать).
Поделитесь наблюдениями: если говорить про сегмент B2C, то какому пользователю проще продать — PC или Mac?
Сложно сказать. Ведь пользователей Windows гораздо больше. Не убедишь одного купить продукт, так убедишь другого. Есть, конечно, различные обзоры и сравнения, есть «сарафанное радио», но все эти факторы имеют ограниченное влияние на аудиторию. Не целевые группы, а именно аудиторию. в итоге потенциальные пользователи в каком-то смысле разобщены, у них нет единого «флага», на который ориентироваться.
Пользователи продукции Apple, в свою очередь, скорее «закрытое» сообщество. Не в том смысле, что вход в него ограничен. Отнюдь. Скорее это сообщество с четко выраженными принципами, которые оно пытается всячески отстаивать. Таким образом, промежуточной позиции здесь не бывает — либо продукт принимается поклонниками Маков, либо нет.
На одном из форумов мне понравилось одно высказывание. Сейчас не вспомню точно, но примерно оно звучало так: «Если продукт под Мак не одобрен Стивом Джобсом, то и нет шанса его продать». Как показывает опыт, если сообщество принимает продукт, эта задача несколько упрощается.
Насколько сложным для ваших продуктов является портирование на Mac OS?
Скажу честно, это очень сложно. Дело в том, что мы занимаемся непосредственно системными утилитами и, соответственно, во многом привязаны к специфике конкретной платформы. Просто подобрать корректную компиляцию того же самого исходного кода — не получится. Надо «перетряхивать» чуть ли не всю архитектуру приложения и адаптировать исходный код к другой платформе. Кроме того, есть ведь еще проблема с интерфейсом. в свое время мы выбрали кросс-платформенную графическую библиотеку для его разработки, т. к. в наших продуктах кроме «виндового» интерфейса есть компоненты на DOS и Linux. Подобная библиотека нам была действительно необходима. Да, мы можем запортировать весь этот интерфейс на Мак. Но понимаем, что реакция «маковской» аудитории на это будет крайне негативной. Так что приложения для «маков» пишем чуть ли не заново.
В линейке ваших продуктов не все ПО сейчас доступно для Mac OS. По каким критериям вы определяете, какие решения имеет смысл выпускать для этой системы, а какие нет?
Здравый смысл — какие проблемы пользователей мы можем решить и каким образом… Ориентация на аудиторию — один из залогов коммерческого успеха. Есть проблема с доступом на NTFS при использовании Мака с Mac OS и Windows? А у нас есть уникальные технологии прямого доступа к различным файловым системам. и ничего, что изначально эти технологии разрабатывались исключительно в качестве внутренней функциональности для нашего основного продукта Drive Backup. Так и появился драйвер NTFS for Mac, который позволяет и читать с NTFS-разделы, и писать на них.
Есть проблема с перераспределением места между разделами Mac OS и Windows? А у нас есть Partition Manager — для PC это решение №1 при переразбивке жестких дисков. и ничего, что из нескольких десятков сценариев использования Partition Manager для решения этой конкретной проблемы требуется только один. Таким образом, появилась утилита CampTune.
Кроме здравого смысла есть, конечно, и фактор времени. Как я говорил, портирование наших продуктов на Мак весьма трудозатратно. Именно поэтому мы, например, пока не сделали полностью наш Drive Backup для Mac OS X – он просто очень большой. Однако успели портировать ключевую технологию — производство моментальных снимков раздела. и поделились с пользователями Маков хотя бы частью нашего флагмана, выпустив Volume Snapshot.
Планируете ли выпуск каких-либо продуктов для iPhone? Почему?
Мы — технологическая компания. Это значит, что, прежде всего, мы разрабатываем, и, соответственно, обладаем уникальными технологиями, которые будем и дальше развивать. Однако для нас важно находиться в рамках текущих компетенций. Если появляются новые возможности, мы оцениваем их с точки зрения наших знаний и опыта. Если возможность направлена на их развитие или расширение — мы возьмемся за нее.
Что касается iPhone, уже сейчас в России Paragon Software – один из основных разработчиков программных приложений для iOS. 🙂 Этим у нас занимается подразделение для мобильных платформ — Smart Handheld Devices Division (SHDD, как мы часто говорим). Возникло оно практически сразу после основания компании, то есть еще в середине 90-х. в то время мобильные устройства только зарождались. Их было мало и стоили они весьма прилично. Однако мы изначально были уверены, что это направление будет не просто развиваться — оно будет одним из самых перспективных. в чем не ошиблись. Сейчас мы одни из ведущих мировых разработчиков в этом сегменте, а наши продукты для мобильных устройств охватывают практически все платформы.