Совершенно неважно, играли ли вы в «Портал» или только слышали об этой замечательной аркаде-головоломке. Если играли, всегда стоит пройти ее еще раз. Если же нет — начав с первой части игры, обязательно перейдите ко второй.
Только не смейтесь, геймеры. Я знаю, что Portal 2 вышла уже достаточно давно, чтобы все фанаты успели пройти ее не один раз. Но я сильно удивился, узнав, что многие мои друзья и знакомые о «Портале» даже не слышали. Допускаю, что многие читатели «ПростоМАКа» тоже пребывают в опасном неведении. 🙂 Поэтому, если вы еще не знаете, что такое Portal, советую прочесть обзор первой части игры — и продолжить знакомство с Portal 2. Поскольку обзоров, всесторонних и исчерпывающих, в Сети можно найти немало, поделюсь своими впечатлениями, обращая ваше внимание на моменты игры, которые мне особенно запомнились (оказалось, что для некоторых это актуально, поэтому предупрежу — ниже будут некоторые спойлеры, которые, впрочем, сведены к миниуму).
Атмосфера игры
Если сравнивать обе части игры, то, как выразились разработчики Valve, первый «Портал» действительно был неким «тестовым стендом», на котором отрабатывался геймплей нового типа. Хотя нужно отдать должное: Portal — больше чем черновик. Ведь кроме хорошо реализованной оригинальной идеи, для игры характерна очень приятная и необычная атмосфера.
Основой «души» первой части игры, пожалуй, стала фоновая музыка, которая местами здорово напоминает основную тему из «Сталкера» Тарковского. И это едва уловимое ощущение усугубляет чувство одиночества: с вами разговаривает лишь синтетический голос главного наблюдателя за вашим прохождением игры — системы ГЛЭДоС. Юморок у этого сбрендившего суперкомпьютера специфичный, но и он играет на общую атмосферу игры.
Разработчикам следует отдать должное еще и за русскую локализацию: озвучка — выше всяких похвал, и субъективно лучше оригинальной английской.
Над саундтреком Portal 2 работал уже другой композитор, и многим музыка во второй части игры показалась не такой интересной. Не могу согласиться. Вторая часть игрушки более насыщена: и сюжет более закрученный, и персонажей значительно больше (хотя большая их часть — просто записи голосов), да и декорации более разнообразны. Это уже не два десятка стерильных тестовых камер: джунгли, колосящиеся на обломках металлоконструкций и битой плитки, бескрайние просторы за пределами тестовых камер, не менее гигантские подземные пещеры заброшенного комплекса Aperture Science, пропитанного духом 50-х (местами здесь даже слегка веет «Фоллаутом»).
Говорят, чистое время прохождения игры — примерно четыре часа. Но если заниматься тупо решением головоломок и не обращать внимание на декорации, звуки, смешные реплики персонажей — считайте, 75 % удовольствия от игры вы потеряли.
Персонажи
Если бы в Portal 2, кроме немой протагонистки Челл, по-прежнему была одна ГЛЭДоС, было бы откровенно скучно. Но практически с самого начала роль главного массовика-затейника берет на себя Уитли — один из отвалившихся от ГЛЭДоС шарообразных интеллектуальных модулей. Нередко хочется просто постоять и послушать, прикидываясь идиоткой, чтобы Уитли на все лады прореагировал на ваш внезапный «ступор».
Здесь снова хочется снять шляпу перед локализаторами «Буки», которые от души постарались и по части озвучки снова переплюнули оригинал. Английский голос Уитли, по-моему, недостаточно выразителен. Голос же актера Александра Баргмана (который, кстати, озвучивал Джека Воробья в большинстве частей «Пиратов Карибского моря») звучит намного живее, энергичнее, что оставляет более яркое впечатление, если учесть, что Уитли крайне ограничен в выражении эмоций с помощью жестов.
Персонаж получился настолько харизматичный и яркий, что мне стало откровенно жаль, когда Уитли слетел с катушек и превратился в главного злодея игры (хотя слово «злодей» к нему совсем не катит).
Еще один персонаж, который сопровождает вас по катакомбам старого комплекса Aperture Science, — основатель этой воображаемой научно-исследовательской компании Кейв Джонсон. Собственно, на этом этапе игры он выполняет ту же роль, которая впоследствии была возложена на ГЛЭДоС — озвучивать задания и вызывать у тестируемого четко заданные эмоции и рефлексы. Кейв тоже юморит без меры, и так же специфично, как и ГЛЭДоС. И хотя тема друга грузового куба и тортика в Portal 2 уже не поднимается, тем для шуток у всех голосов хоть отбавляй.
Но поскольку голос Джонсона не более чем аудиозапись, то прохождение этой части игры очень напоминает путешествие по стране призраков, в которой даже призраки почти вымерли, кроме голосов Джонсона и его ассистентки Кэролайн, изредка вставляющей в монолог шефа свои пять копеек.
Уровни и головоломки
Во втором «Портале», по подсчетам некоторых фанатов, уровней немного — всего 22. Однако если считать по числу головоломок, а не игровых помещений и пространств, то с полсотни наберется.
Портальные воронки — желтая и синяя — по-прежнему являются основным средством достижения цели. Однако головоломки стали значительно разнообразными за счет новых элементов: твердого света, лазерных лучей и преломляющих кубов, гелей трех видов (отталкивающего, проталкивающего и преобразующего), транспортных воронок и воздушных панелей веры.
То, что все эти игровые элементы можно использовать не только на себе, но и на окружающих предметах, играет только в плюс. Очень здорово, например, облить турели отталкивающим гелем, от чего смертоносные роботы начинают бешено скакать, отстреливаясь до возникновения программной ошибки и отключения. Или — сбросить нужный грузовой куб на панель веры, наблюдая, как кубик сам по себе запрыгивает в установленную заранее портальную воронку прямо на нужную кнопку (за это, кстати, достижение начисляют).
Удовольствие по адекватной цене
Словом, не фокусируйтесь на одном решении головоломок — крутите мышью во все стороны и обращайте внимание на все, что видите и слышите. Игра настолько многогранна, что я, например, ни разу не пожалел о потраченных на нее деньгах. Тем более что в Сети можно найти множество ресурсов, которые торгуют лицензионными ключами на официальные Steam-версии игрушки — таким образом можно сэкономить более 70 % стоимости Portal 2, которая, в комплекте с первой частью (это так называемый Portal Bundle), в магазине Steam составляет без малого 55 $.
Насколько я понимаю, это вполне легальный способ продажи игр — по крайней мере, ключ, приобретенный за 16 $, Steam принял безо всяких вопросов, предложив мне вместе с Portal 2 бесплатно загрузить первую часть игры и ряд ресурсов для разработчиков. Впрочем, последние простому геймеру без надобности.
Общая информация об игре
Тип: аркада, головоломка.
Разработчик: Valve Corporation.
Веб-адрес: www.thinkwithportals.com.
Страница в Steam: store.steampowered.com/app/620.
Стоимость: 49,99 $ (коробочная версия для одного игрока), 89,98 $ (коробочная версия для двух игроков), 54,98 $ (в составе Portal Bundle), 99,99 $ (в составе Valve Complete Pack).
Системные требования: двухъядерный процессор Intel с частотой 2 ГГц и выше, Mac OS X 10.6.7+, от 2 ГБ оперативной памяти, не менее 7,6 ГБ дискового пространства, видеокарта не младше ATI Radeon 2400, nVidia 8600M или Intel HD Graphics 3000.
Ну зачем же вы про уитли рассказали… Мне же только в пятницу диск из англии приехал…
Мне очень жаль. 🙁 Я предполагал, что все заинтересованные уже прочли многочисленные рецензии, но надо было предупредить про некоторые спойлеры. Впрочем, это вряд ли как-то ощутимо сбавит удовольствие от игры. Это я уж могу гарантировать. 🙂
Еще как, почти с самого начала проспойлерила сама себе, что Уитли будет антагонистом второй половины игры, но от этого «сюрприз» не сильно испортился. Вполне даже неожиданно.
На MacBook Air 11inch минимальной комплектации 2010 года выпуска, попоет игрушка?
Откель же ж мне знать? Сравните конфигурацию машины с рекомендуемой, которая указана в конце статьи, — и поймете, пойдет или поедет. 🙂
Первый портал лучше. Там нет этого петросяна Уитли. И Гладос в самом рассвете… сил. И песенка лучше. И загадки не такие скучные. Что хорошо в портале №2 — кооп. Над ним, собственно, и работали. Синглплеер же — та же халфа 2 с порталганом в руках, ничего нового. Разве что, Кейв Джонсон веселит. Ну… веселил.
Ваше личное мнение.
А как бы так-же за 16 рубликов ключик заиметь?
Рекламировать конкретные сайты не буду — их легко можно нагуглить.
Не советовал бы покупать Steam игры на сторонних сайтах. В 90% случаев эти игры были куплены в Стиме с помощью краденых кредиток. Если владелец кредитки обнаружит пропажу средств и обратится в банк, то банк сообщит Valve, а те отберут у вас купленую игру. И это ещё хороший вариант. Если вы купили таким образом более одной игры, то Valve перманентно заблокирует ваш аккаунт в Steam и вы потеряете не только $16, но и все остальные игры с аккаунта, даже если они куплены легально. Может конечно и пронесёт, но… Зачем покупать игру за чужие деньги и платить ворам кредиток? Если хотите съэкономить, то уж лучше скачайте с торрента.
Один друг скачал из торрента — долго мне плевался в аську за криворукие порты и взломанные steam-версии. Потому и купил через один такой сайт. Пока никаких неприятностей не возникало, но спасибо за предупреждение, буду осторожнее относиться к подобному роду сервиса.
Игрушка, как и первая часть (как и бесплатное дополнение к первой части Portal Prelude, которое так же обязательно к прохождению) — входят лично в мой зал славы компьютерных игр. Мастплей, иначе говоря.