Миру не нужен планшет, уверен Джо Уилкокс с BetaNews. Бесспорно, смелое утверждение, которое, казалось бы, вполне логично обосновано. Но, во-первых, не стоит решать за весь мир. А во-вторых, на вещи нужно смотреть несколько шире, если уж берешься судить о продуктах Apple (особенно тех, которым еще предстоит появиться). Ведь «инакомыслие» там никто не отменял.
Логика, которой руководствовался Джо Уилкокс, многим близка: работает — вот и не трогай. У Apple есть «айФон», говорит Джо, зачем же самому себе палки в колеса ставить? Волну поймал — вот и стриги купоны. Тем более что мир спит и видит, как бы нагрести побольше смартфонов — это же предел мечтаний любого трезво мыслящего человека. А планшет… Что это такое — смарт-переросток или недоноутбук?
Если судить о самой идее планшетного компьютера только по наработкам Microsoft, со списком Уилкокса можно согласиться. Действительно, три вялые концепции Microsoft, воплощенные в разные годы в не менее вялых продуктах. Tablet PC представляли собой некие гибриды ноутбуков — тяжелые, маломощные и дорогие из-за более сложной конструкции и на то время высокой стоимости сенсорных ЖК-дисплеев. К выходу Origami-устройств, в миру известных как ультра-мобильные компьютеры (UMPC), не была готова аппаратная база — девайсы получились маломощными, заторможенными.
К трем пунктам списка, кстати, можно добавить еще и четвертый — Slate PC, представленный совсем недавно неподражаемым Стивом Баллмером. Эти штуки уже построены на достаточно быстром по современным меркам железе — им и FullHD-видео по зубам при наличии встроенных аппаратных декодеров. И все равно планшетный ПК по версии Microsoft остается сырой разработкой. Знаете почему?
Ингредиенты планшетного ПК
Смотрите… Вот какие ключевые качества приобретали редмондские планшеты на разных этапах своего развития:
1. Tablet PC: достаточно большой размер экрана.
Что бы там ни утверждал Уилкокс, читать книги с большого экрана намного удобнее. Именно поэтому у «Амазона» был такой чудесный, по словам того же Уилкокса, период рождественских продаж. А ведь народ, снова-таки пользуясь логикой дяди Джо, мог ломануться за «айФонами» и «айПодами», на которые достаточно установить бесплатную программу-читалку Amazon Kindle for iPhone, чтобы «тач» превратить в удобный «е-бук».
Думаю, было бы правильнее предположить, что многие «здравомыслящие» читают с «айФонов» вовсе не потому что смартфон — идеальное устройство для чтения книг, а потому что «Киндл» и ему подобные устройства не удовлетворяют всем потребностям современных гиков-книгочеев.
2. UMPC: простая форма корпуса и малый вес устройства.
Попробуйте почитать книгу (посерфить в Сети, посмотреть фильм, полистать фотоальбом и т. д.), скажем, развалившись в кресле или на диване. Планшет, благодаря его простейшей форме, можно упереть под углом в колени, положить на предплечье, упереть в грудину, взять в одну руку на манер закрытой книжки или держать на весу в обеих руках.
С ноутбуком у вас не так много вариантов, и свобода действий более ограничена, когда компьютер не стоит на столе — в том или ином положении сложиться может или руки тянет.
3. Slate PC: достаточная для современных задач вычислительная мощность.
Мир современного мультимедиа требует от цифровых устройств хорошего запаса в мощности — чтобы и HD-видео посмотреть, и 3D-графикой побаловаться. Время, когда портативное устройство использовалось только в качестве органайзера, адресной книги и блокнота давно прошло — любая железка должна не только помогать в работе, но и развлекать на всю катушку.
Повторю еще раз перечисленные качества, которые воплощены в Slate PC:
- Большой экран.
- Простая форма.
- Достаточная мощность.
Все три пункта относятся только к половине того, что из себя представляет любое цифровое устройство, — к железу. За бортом осталось программное обеспечение, что для софтверной компании очень странно. Из «планшетных» примочек в Windows 7 реализована разве что поддержка multi-touch-жестов. В остальном же (поправьте меня, если я не прав) «планшетная» Windows 7 ничем не отличается от своих настольных редакций. То же относится и к программам — я пока не слышал о серьезных программных продуктах, которые ориентированы на работу именно на планшетном ПК.
Дождавшись, пока аппаратная основа дойдет в своем развитии до нужной кондиции, «Майкрософт» в своем очередном «планшетном проекте» снова оставила без внимания программную часть — функционально и визуально она такая же как на обычных ноутбуках и настольных ПК. Так что если судить о планшетах только по проектам редмондцев, с Джо Уилкоксом трудно не согласиться: MS-планшеты, которые от традиционных ноутбуков отличаются только форм-фактором, ничего уникального не предлагают. Поэтому они и останутся нишевыми продуктами.
Зная же Apple и ее любовь к программному обеспечению, к общей картинке планшета я бы добавил пару «яблочных» элементов:
4. Программный интерфейс, учитывающий специфику работы с планшетом.
Сравните, к примеру, Mac OS X и iPhone OS. Между ними огромная разница, как в визуальном, но и в функциональном плане — несмотря на то, что обе системы работают, грубо говоря, на одном ядре. И это вполне логично — iPhone в корне отличается от Макинтошей, и взаимодействие со смартфоном также отличается от взаимодействия с ноутбуком или настольным компьютером. Соответственно, программная часть устройства должна полностью соответствовать возможностям аппаратной части, расширяя их за счет своих функций.
Этот же принцип должен относиться и к планшетам. Специфика железа должна органично поддерживаться и дополняться программным обеспечением. Благодаря этому сочетанию (которого нет в майкрософтовских планшетах) и создается тот самый user experience, который определяет возможности устройства, делает его по-своему уникальным, интересным для потенциального покупателя.
5. Стороннее ПО, спроектированное по тем же принципам.
Тот же принцип полноценной поддержки специфики железа планшетного компьютера должен соблюдаться и при разработке стороннего ПО. Разумеется, количество качественных программ под конкретную платформу также важно. Их наличие, пожалуй, даже более важно, чем штатные возможности устройства.
6. Контент для штатного и стороннего ПО.
Здесь имеются в виду не только стандартные форматы данных (фотографии, видео, музыка, PDF-документы, веб-страницы, архивы и прочее), но и специфические форматы, с которыми наиболее удобно было бы работать именно на планшетном компьютере (о таких тоже ходят слухи, о них я расскажу чуть позже).
В итоге список ключевых качеств планшета получился таким:
- Большой экран.
- Простая форма.
- Достаточная мощность.
- Адекватный программный интерфейс.
- Обширная база стороннего ПО.
- Контент, с которым удобно работать на планшете.
Иначе говоря, у планшета Apple есть шансы быть замеченным только при наличии связки железо+софт+контент, каждый элемент из которой формирует уникальный user experience планшета, который способен на нечто большее, чем просто стать еще одним нишевым шлаком. С железом вроде все понятно, с программным обеспечением тоже.
А каков контент?
Традиционный мультимедийный контент, с которым более-менее одинаково хорошо работается на любом устройстве, не будем принимать во внимание — в случае с планшетом Apple мы просто получим еще один приятный в обращении девайс для видео, музыки, фото, серфинга и прочих вещей.
Первое же, что приходит на ум при мысли о контенте именно для планшета — электронные версии журналов. Чтобы долго не расписывать, какие перспективы открываются перед издательствами при наличии полноценного планшетного компьютера, посмотрите еще раз концепт электронного журнала Mag+, о котором «ПростоМАК» не так давно рассказывал:
Если говорить в общем, при традиционной журнальной верстке издания запросто оснащаются мультимедийным содержимым, а управление просмотром осуществляется исключительно пальцами. Чем удобнее читать такие журналы на планшете — благодаря форм-фактору и сенсорному экрану, которые делают чтение максимально схожим с тем, как мы читаем и листаем бумажные журналы.
Аналогичной функциональностью, аудио- и видеосодержимым, интерактивным контентом можно оснащать электронные книги, энциклопедии, справочники, учебники. Также будут более удобны (в отличие от аналогичных разработок для настольных компьютеров и ноутбуков) и разнообразны по своей форме интерактивные учебно-игровые пособия, с которыми пользователь (начиная, кстати, с самых малых лет) взаимодействует без дополнительных средств, не стесняясь рамками маленького экрана.
В итоге: кому? куда? зачем?
Красивая картинка получилась, правда? Главное, мне она кажется вполне правдоподобной, и такой планшет (при должной поддержке сторонних разработчиков, конечно) я бы точно себе прикупил. Мне не нужен ноутбук, но я не отказался бы от устройства, которое смогло бы мне его заменить, будучи при этом проще в обращении. Такой планшет я бы с удовольствием брал в дорогу, на нем бы делал какие-нибудь почеркушки по работе, читал книги и журналы, ходил по интернету на сон грядущий — и при этом не испытывал бы те, казалось бы, мелкие неудобства, которые доставляет клавиатурная часть ноутбука, когда его хочется взять в кровать или, пардон, в уборную.
Еще раз повторю более четко: планшет стал нишевым продуктом, потому что к нему не были готовы ни производители, ни разработчики, ни пользователи. Сейчас же, как мне кажется, вполне удачный момент, когда у нового продукта есть все шансы стать очередным образцом для подражания, как это случилось с «айПодом» и «айФоном». Главное — с ингредиентами не напутать и все добавить в нужных пропорциях, чтобы не получился еще один Slate PC.
Джо Уилкокс не прав: миру нужен планшет, но тот, который ему обязательно понравится. Так что осталось дождаться 27 января и посмотреть, чем Стив Джобс удивит нас. Ведь три года назад он обещал, что все самое крутое — впереди. 🙂
При поддержке:
IMHO, позитив перечислен правильный. Вопрос — в цене вопроса 🙂 Нетбуки сильно избаловали народ смешной ценой, вполне конкурируя с телефонами. Ай-продукция претендует на элитность, и традиционно высокая цена должна сильно компенсироваться вау-фактором. Определённо, обязаны быть ах-примочки, за которые рука сама потянется за кошельком. Имея tablet-pc, могу сказать, что вторую таблетку покупать не буду — не вижу реально продуктивного софта, хотя-бы компенсирующую более высокую цену железа. Кроме evernote.com, для таблетки нет ничего (для меня).
В том-то и дело, что софт и контент на планшете Apple должны играть решающую роль. Качество железа будет традиционно на высоте, а именно софт и контент будут определять ценность нового устройства — особенно при таком взгляде на планшеты как таковые, сформированные всюду свой нос суюущим «Майкрософтом».
Вообще я фанат продукции Apple, у меня есть MacBook и iPhone, но я готов обменять свой ноутбук на iMac и прикупить планшет, это было бы здорово.
А продать можно все что угодно, только сначала нужно это что-то сделать так, чтобы это всем понравилось.
Отвечу коротко: Все, что делает и производит Apple Inc. МНЕ НУЖНО! =) и не спрашивайте «почему?» =)
iPhone был прорывом. Реальным прорывом софта, интерфейс «пальчики-сосисочки» уникален, — за него стали платить вдвое больше, чем за коммуникатор WM. При этом копеечный прикладной софт — уникальная ситуация. айПланшетка будет стоить 30000руб минимум. Два нетбука. За что? За софт . Какой?
А iPhone — три «Нокии», не смутило? 🙂