Portal: головоломная 3D-бродилка

Выход игровой экосистемы Steam на платформе Mac OS X ознаменовался не только появлением сразу нескольких игровых релизов под Мак, но и возможностью бесплатной загрузки и установки игры Portal. Как уж тут не воспользоваться случаем и не опробовать «подарок»?

Тип: Научно-фантастическая головоломка, аркада от первого лица
Разработчик: Valve Corporation
Веб-адрес: orange.half-life2.com/portal.html
Системные требования: процессор Intel, операционная система: Mac OS X 10.5.8 или 10.6.3, 1 ГБ памяти, 4 ГБ дискового пространства, видеоадаптер NVIDIA GeForce 8 и выше или ATI X1600 и выше, мышь, клавиатура, интернет-соединение.

Сама игрушка, по игровым меркам, уже довольно старая — на PC, PlayStation 3 и XBox 360 она вышла, если верить «Википедии», еще в 2007 году (не удивительно, что Portal 2 уже на подходе). Но поскольку я не игроман (хотя поиграть во что-нибудь, когда скучно, нравится), эта игра прошла мимо меня, даже когда «писюк» был под боком.

Идея реализации этой игры мне сразу понравилась. С одной стороны, внешне Portal представляет собой трехмерную аркаду, единственное отличие игры от которой заключается в отсутствии какого-либо оружия. С другой стороны, для прохождения уровней нужно не уничтожить противника, а решить логические задачи, используя доступные под рукой средства. Забавно, правда? 🙂

Средства решения задач

Самый важный инструмент решения «пространственных логических задач» — это, конечно же, порталы (отсюда и название игры). Одновременно могут существовать всего два портала, соединяющих две произвольные точки горизонтальных или вертикальных поверхностей уровня. То что порталы отличаются друг от друга по цвету, особого значения не имеет — это полезно лишь для того, чтобы вы не путались.

Второй тип подручных средств — металлические ящики, которые следует располагать на кнопках, блокирующих двери или подставлять под слишком высокие уступы, на которые следует взобраться. Таскать ящики предельно просто — достаточно нацелить на него экранную «мушку» и нажать клавишу E. Повторное нажатие этой клавиши отпустит ящик.

Третий тип «вспомогалок» — плазменные пушки, стреляющие одиночными зарядами, которые летят строго по прямой. Заряды смертельны, поэтому не нужно становиться у них на пути. Важное качество плазменных зарядов состоит в том, что они легко отражаются от твердых поверхностей и пролетают сквозь порталы. Эти свойства и позволяют, зачастую хитроумной комбинацией порталов, расположенных в конкретных точках уровня, направить плазменный заряд в специальный приемник, который служит для разблокировки какого-либо механизма, позволяющего продолжить прохождение игры.

Четвертый тип подручных средств — вертикально и горизонтально передвигающиеся платформы. Нередко, чтобы попасть на такую платформу, нужно спроецировать над ней портал. Горизонтальные «лифты» передвигаются по силовому лучу, попадание на который также смертельно. Смертельным является и ядовитая зеленая жидкость, которая покрывает пол некоторых уровней — об этом также следует помнить.

Что усложняет прохождение

Как я уже сказал, на большинстве уровней существует опасность скоропостижно скончаться. Кроме плазменных шаров и «кислоты» на полу, иногда встречаются «дроиды», оснащенные системой лазерного наведения и потрясающими по своей убойной силе пулеметные агрегаты. Разумеется, и на старуху бывает проруха — от пуль можно укрыться при помощи тех же ящиков, а дроидов достаточно хорошо уронить, чтобы они, сообщив о критической ошибке, отключились.

Дополнительной помехой в прохождении служат и пассивные элементы уровней — например, металлические поверхности (стены, пол, потолок), на которые нельзя спроецировать порталы. Разумеется, на таких участках есть «пятачки» бетонных плоскостей — они и являются вспомогательными элементами для продвижения вперед.

Нюансы прохождения

Расположение порталов чрезвычайно важно, поскольку при их прохождении учитывается, в частности, скорость вашего передвижения. Поэтому, если вы падаете в первый портал, то из второго вылетаете пулей — это важно для преодоления некоторых препятствий. Такие фокусы иногда приходится проделывать на лету — влетев в первый портал и вылетев через второй, нужно сразу же первый перепроецировать на новую поверхность, которая располагается на траектории вашего полета. Только так получится вдвое ускорить свой полет и перелететь перегородки, которые нельзя перепрыгнуть. Ну, по ходу дела поймете, о чем речь. 🙂

Быстрая передислокация порталов нужна и для обеспечения беспрепятственного прохождения тех же плазменных шаров к приемникам. Словом, все далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд. В то же время, игра не настолько сложна, чтобы отбить желание убить на нее часа два-три подряд.

Техническое исполнение

Графика в игре, пожалуй, не играет ключевую роль. На это указывает хотя бы то, что в Portal не задействованы какие-либо спецэффекты, необходимые лишь для наведения красоты. Уровни выглядят достаточно схематично, но не примитивно — дизайнеры выдержали нужный баланс, при котором ничего не отвлекает от решения логических задач и ничто не вызывает неприятия или дискомфорта во время игры.

Дискомфорт вызывает другое обстоятельство — полное отсутствие вспомогательной информации, характерной для любой игрушки. В «Портале» не показывается уровень «здоровья» игрока, состояния генератора порталов, статуса прохождения — всего того, что обычно отображается поверх основного изображения. В игре также нет никакого меню настройки, никакой справочной информации об используемых клавишах. Методом тыка удалось вызвать какие-то диалоговые окна в стиле Half-Life, но никаких вам текстовых меток на кнопках — что куда и зачем жать, непонятно.

Необходимость изучения управления игрой методом тыка начинается с самого ее начала — я так и не понял, в какой момент начинает срабатывать клавиша пробела, нажатие на которую запускает вступительное слово роботренера и переход непосредственно к первому уровню. Даже не знаю, как эту особенность игры классифицировать — фича или бага… Конечно, попривыкнув, я уже не обращал на это внимания, но поначалу было очень непривычно — видеть только прицел в центре экрана. Добавлено: текстовая информация есть, но оказалось, что она не отображалась из-за отсутствия шрифта Tahoma на подопытном Маке. Установили шрифт — и все стало видно. 🙂

Общее впечатление

В целом же мне игрушка очень понравилась. В последнее время я крепко подсел на всякого рода головоломки, и такой тип логических игр мне еще не встречался — хорошо затянуло. Все 19 уровней «испытания» я еще не прошел, поэтому жутко интересно, что там дальше.

Кстати говоря, приятно еще и то, что игрушка локализирована. Если в свойствах игрушки в клиенте Steam выбрать нужную опцию, роботренер и боевые дроиды заговорят на русском. Причем озвучка очень хорошая, мне понравилась.

Собственно, это все, что я могу вам рассказать, не ударяясь чрезмерно в спойлеры и «солюшены». До 24 мая Portal можно загрузить бесплатно — нужно только установить клиент Steam. Сам клиент, кстати, довольно стремный — не покидает ощущение, что его все-таки на скорую руку склепали. Но это уже другая история.

P. S. Однако круто поворачивает сюжет игры в конце 19-го уровня. Хотя основной принцип игры — выживать за счет ловкости и смекалки — не нарушается.


Редакция пока не поставила оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars (проголосовали 7, рейтинг: 6,29)
Загрузка...
Рейтинг читателей:6,3



Автор:
Маководом Саша стал семь лет назад, и с тех пор ни разу об этом не пожалел. Одно из его хобби — копаться в Мак-программах и искать простые решения повседневных задач маковода. О самом интересном он регулярно рассказывает на страницах «ПростоМАКа».
Сайт | Twitter

Комментарии

  1. qizh говорит:

    1) Все клавиши управления с описаниями появляются на экране справа по мере необходимости. Сначала wsad, потом остальные.
    2) Не нужно нажимать пробел, чтобы услышать женский голос. Она сама начинает говорить по мере прохождения
    3) Брать кубики клавишей E можно и без портало-пушки.
    4) После 19 уровня начинается самое интересное — развитие сюжета.
    5) Pie is a lie.

  2. Alex Zhurovich говорит:

    На подопытном Маке на экране ничего не появлялось — я же написал, что происходит какой-то непонятный глюк, и приходится действовать наугад. Вы играли в Мак-версию игры, загруженную через Steam?

  3. Юрий Высоцкий говорит:

    Что-то у меня этот Steam не запускается вообще

  4. Alexei Vinidiktov говорит:

    У меня на Маке все происходило так, как описал qizh.

  5. qizh говорит:

    Да, скачал стим и Portal через него как только появился.
    Сначала мышка вообще не работала (сидел на 10.6.2), обновился до 10.6.3 – заработала, но порталы не показывали сквозь себя картинку – были черные в середине.
    На следующий день вышел апдейт портала и стима. Не знаю, что помогло, но порталы начали нормально показывать. Прошел вчера игру за пол дня.

    Клавиши справа показывались начиная с первой глючной версии 🙂 Но я как-то на них даже особо не смотрел – всё интуитивно после Half Life.

  6. Alex Zhurovich говорит:

    Странно как-то… Может, шрифты просто какие-то отсутствуют… Потому как меню и диалоговые окна работают, только вызываются наугад (лишь слышно звук перехода от пункта к пункту меню), а в окнах кнопки и вкладки — без текста. Печально, в общем.

  7. qizh говорит:

    А откуда тогда скриншот с нормальным окном выбора языка?))

    Подсказки о клавишах выводятся не в виде окна, а в виде оранжевого прямоугольника поверх экрана справа. Пропадают через 5-10 секунд. Их легко пропустить. Хотя возможно они пропадают после использования этих кнопок.

  8. Alex Zhurovich говорит:

    Скриншот с выбором языка — это другое приложение, Steam-клиент. А в игре не было надписей за неимением шрифта Tahoma — в этом оказалась суть «глюка».

  9. Alex Zhurovich говорит:

    А что пишет при этом?

  10. Юрий Высоцкий говорит:

    Уже запустился. Минут десять думал, потом всё-таки заработал. Но тормозит жутко. Сейчас уже минут 15 висит на создании аккаунта

  11. Sergey говорит:

    У меня запуск Steam, а точнее попытка произвести переключение раскладки для создания нового пользователя, вызвала Kernel Panic %(

  12. Evgeniy Asv говорит:

    А как сделать русскую озвучку? Переключение в настройках не особо помогают, сбрасывается на инглишь. Может от системного языка как-то зависит?

  13. Evgeniy Asv говорит:

    С локализацией разобрался, осталось шрифт найти где нибудь… Кстати, заметил, что русский какой-то корявый, видимо из-за отсутствия нужного шрифта 🙁

  14. Evgeniy Asv говорит:

    Оказалось, что шрифт «Тахома» уже был установлен, но лучше выглядеть Portal на русском от этого не стал 🙁 http://bit.ly/crixOl

  15. Alex Zhurovich говорит:

    Не думаю. Мне знакомые прислали «Тахому» из состава Windows — эффект был тот же. Грешить на саму игру не буду, просто принимаю как данное — все равно разобрать надписи можно.

  16. Alex Zhurovich говорит:

    Да, именно так оно и выглядит. Это скорее всего — нормально.

Оставьте комментарий к qizh Отменить комментарий

© 2011 Программы для Mac OS, iPhone и iPad