Павел Башмаков: «Делайте качественный продукт, занимайтесь продвижением, и всегда слушайте потребителя»

Студенты технического факультета киевского политеха, как водится, перепробовали многие инструменты и программные платформы, на которых работали их первые проекты. Теперь же команда Stanfy в качестве основного поля деятельности выбрала перспективные, по их мнению, платформы iOS и Android. О том, как Stanfy зародилась, развивалась и во что выросла сегодня, «ПростоМАКу» рассказал основатель компании Павел Башмаков.

Как возникла идея создания Stanfу и появилось направление разработки для iPhone?

Stanfy появилась в стенах «КПИ», когда трое студентов одногрупников отказались идти на летнюю практику в софтовые компании или на заводы и решили самостоятельно заняться разработкой ПО и на этом заработать миллион. 🙂 Мы тогда умели делать веб-сайты и десктопные системы. [В работе использовались] Java и Delphi — я думаю, вы помните такие популярные [инструменты разработки] среди студентов. Все это было летом 2005 года — мы сделали себе сайт, и пошли в интернет и по знакомым искать клиентов. Постепенно появилась работа от простых сайтов и десктопных программок до сложных веб-проектов с распределенными БД и тесной интеграцией с веб-сервисами.

Работая над чужими задачами, мы все время думали о своем проекте, и периодически у нас возникали даже серьезные обсуждения на тему выделения ресурсов и начала разработки собственного продукта. Осенью 2005 года у нас был даже прототип WebBrush — системы взамодействия, в основе которой лежит общая доска для рисования, чат и обновления в реальном времени, когда ты рисуешь линию, а она тут же появляется у всех участников на экране. Тогда это как раз было модно — все носились с AJAX после выхода GMail и Google Maps. Вот и WebBrush мы сделали на HTML/CSS/Javascript. Но полного понимания, что делать с этим прототипом, у нас не было, и он так и не получил дальше никакого развития. Зато дал возможность выйти на клиентов, которым нужны были полностью динамические сайты.

Потом мы сделали много разных проектов. В их числе и Crazymenu.com (весна 2006 — конец 2008) на котором мы много чему научились и поработали с множеством технологий. Параллельно развивалось направление разработки и для украинского рынка, среди которых следует отметить систему факторинга для УФГ («Украинской финансовой группы», одна из ведущих финансово-инвестиционных компаний Украины — прим. ред.) и более чем двухлетнее сотрудничество с «Астелитом» (украинским сотовым оператором, работающим под торговой маркой «life:)» — прим. ред.).

Первое же iPhone-приложение мы сделали для Crazymenu.com в январе 2009 года, и поняли, что мобильные приложения для современных смартфонов — это интересное и перспективное направление. И потом пошли другие проекты для iPhone, и чуть позже — для Android.

С пониманием того, что это интересно, возникло и желание развития локального рынка в этом направлении. В том же 2009 году мы провели iPhoneDevCamp Ukraine, в котором приняли участие около 320 человек, и положили начало iPhoneDevCamp Kyiv, на котором [мы] общаемся на темы создания и продвижения мобильных приложений.

Вы делаете приложения только для заказчиков или есть и свои продукты? Если нет — почему, если да — насколько успешен и перспективен этот бизнес?

Преимущественно это проекты для заказчиков. Свои продукты мы только пробуем делать, и видим, что это очень перспективное направление развития. В наших планах — создать и увеличить продуктовую составляющую в Stanfy, но пока мы только учимся в части развития своих продуктов. Недавно запустили в бете BookingApp — iPhone- и Android-приложение для бронирования отелей и апартаментов в Украине. Планируем расширять географию и количество предложений которые можно забронировать через приложение.

Пользователи хотят все больше удобных сервисов и простого доступа к информации на своих коммуникаторах, чем это им может предложить мобильный браузер. А такие платформы как iPhone и Android пока являются лидерами в этом сегменте.

Какова стоимость разработки приложения для iPhone (вилка цен, среднее ПО, не особо сложное) для клиентов и зачем обычно заказывают такие продукты (имидж, бизнес, дополнение к продукту)?

В среднем вилка цен на разработку iPhone приложений — 2–6 тыс. евро. Это сегмент средних приложений для новостного ресурса или какого-то интернет-сервиса. Мобильное приложение — это еще один способ доступа к аудитории и пользователям. Например, сервис Homemoney.com.ua, благодаря приложению, существенно увеличил количество регистраций новых пользователей. И чаще всего это пользователи, которые до этого о сервисе не слышали, но приложением пользуются с удовольствием.

Мобильное приложение — это также удобный инструмент для общения с аудиторией для оффлайнового бизнеса. Например, сеть ресторанов, выпустив мобильное приложение для iPhone и Android, сможет постоянно информировать потребителя о мероприятиях в своих заведениях, предлагать специальные предложения и стимулировать посещение заведений. Также интересна интеграция с гео-сервисами и картами, что позволяет показывать пользователю ближайшие заведения и подсказывать к ним маршрут. Успешно применяются приложения в ивент-маркетинге, так как эти технологии устойчиво вызывают «вау-эффект».

У вас в портфеле уже несколько программ и игр, которые размещены в App Store. С какими трудностями вы столкнулись и какие советы можешь дать тем, кто только намерен делать приложение для App Store?

Для App Store важно следование всем правилам, чтобы ваше приложение прошло процесс проверки. Как сказал Джобс в своем последнем выступлении на WWDC, они не пропускают в App Store приложения, которые делают не то, что заявлено, используют приватные API или вылетают с ошибками. Просто создать приложение недостаточно — его нужно как-то продвинуть и сделать заметным. Конкуренция в App Store сейчас очень высокая, и существующие приложения задают немалую планку качества. Сейчас уже практически нет приложений, сделанных на коленке и попадающих «в топ». За каждым из них стоит много работы и продуманных мелочей, которых может и не видно при первом взгляде на приложение. Совета два — делайте качественный продукт и занимайтесь продвижением, а также всегда слушайте потребителя.

Предлагает ли Apple какие-то дополнительные рекламные и маркетинговые решения для продвижения продуктов в каталоге?

Apple не предлагает никаких решений для продвижения, она просто берет и продвигает лучшие и интересные приложения самостоятельно — от разработчиков только просят дополнительные графические материалы. Именно подобные механизмы продвижения приложений сторонних разработчиков и сделало App Store таким популярным, чего, например, не скажешь про Android Market. Также Apple продвигает специальные подборки приложений, как например сейчас для чемпионата мира по футболу, что дополнительно стимулирует разработчиков на разработку приложений под события.

Думаете ли делать продукты для iPad? В чем основные отличия?

Основное отличие в разработке под iPad — это другая концепция интерфейса и использования приложений. Места на экране теперь стало больше и соответственно появились новые способы взаимодействия с пользователем.

Своих продуктов для iPad пока делать не планируем. Вещи типа «поиграться» есть, а продукта с полноценной стратегией развития пока нет. Для клиентов уже разработали одно приложение и второе на подходе.

Как выглядит в целом рынок разработки под iPhone в Украине? Много ли компаний этим занимаются, больше именно разработчиков или бизнесов, которые пишут для себя, можешь ли оценить оборот рынка?

Сложный вопрос. Этим вопросом серьезно никогда не занимался, но самому всегда было интересно. 🙂 У меня сложилась такая модель этого рынка. С одной стороны, это индивидуальные разработчики или команды, которые выпустили или хотят выпустить свой продукт для App Store и на нем преуспеть. Самые успешные из них закрепились в какой-то нише и уже выросли до компаний в несколько десятков человек. Им обычно неинтересно разрабатывать приложения под заказ, так как это менее выгодно чем развитие своего продукта и поэтому они этим не занимаются.

С другой стороны — «широкопрофильные» студии, которые занимаются разработкой всего и вся, и за счет существующей базы клиентов получают запросы на разработку iPhone-приложений. В этом случае результат, как правило, получается подобен сайту и не в философии мобильного приложения. Это чувствуют пользователи по низкому удобству использования подобных приложений.

И третий сегмент — это именно разработчики мобильных приложений. Но среди них большая доля еще занимается разработкой j2me-приложений, а iPhone и Android только пробуют. Stanfy я отношу к последней группе, только с четкой специализацией на современные платформы iPhone, iPad и Android.

Оборот рынка разработки iPhone приложений оценивать не возьмусь, потому что видимых приложений для украинского рынка почти нет, а количество «невидимых» (разработка для западных рынков) трудно поддается какой-то оценке.

Краткая информация

Павел Башмаков закончил кафедру вычислительной техники НТУУ «КПИ» в 2007 году. В 2005-м основал Stanfy и сейчас занимается развитием компании. В 2009-м был организатором iPhoneDevCamp Ukraine, и по настоящее время периодически организовывает iPhoneDevCamp Kyiv. Увлекается чтением и танцами. Мечтает о кругосветном путешествии на яхте и побывать в Тибете. Живет и работает в Киеве.


Редакция пока не поставила оценку
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars6 Stars7 Stars8 Stars9 Stars10 Stars (Пока не проголосовали)
Загрузка...
Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!



Автор:
Apple полностью развратила Артура. Если лет 10 назад он с удовольствием копался в компьютерах и программах, что привело его на факультет вычислительной техники, то, с переходом на продукты Apple, у него отпало всякое желание этим заниматься. Вместо этого он предпочитает наслаждаться ими и делиться своими впечатлениями.

Комментарии

  1. Jarofed говорит:

    Ошибка в фамилии Павла в заглавии интервью.

  2. Alex Zhurovich говорит:

    Спасибо, исправили.

  3. Alexey Fedorov говорит:

    и оператор не live, a life

  4. Alex Zhurovich говорит:

    Ну хоть литературные редакторы нас читают — уже радует! 🙂 Спасибо!

  5. marina007 говорит:

    О Stanfy много пишут на макстер ру
    Молодцы ребята! Так держать!

  6. Guest говорит:

    Почти твой однокурсник, Артур?

  7. Guest говорит:

    Почти твой однокурсник, Артур?

  8. usa basketball shoes говорит:

    In this material life of society, fashion seems to be a habit. Here you can recommend a few mall, I feel good.basketball shoes outlet

  9. Evgeniy Gusar говорит:

    Вот это да! Обалденное интервью! Павел Башмаков — молодец. Такую крутую компанию создал.
    Полезным делом занимаются.

  10. Barbigirl05 говорит:

    u043fu0440u0438 u043au043bu0438u043au0435 u043du0430 u0444u043eu0442u043au0443 u0442u043eu0436u0435 u043du0435u043fu0440u0430u0432u0438u043bu044cu043du0430u044f u0444u0430u043cu0438u043bu0438u044f 🙂

Оставьте комментарий

© 2011 Программы для Mac OS, iPhone и iPad